Случай на Пасху

Наш приснопамятный отец Борис довольно критически относился к чудесам, потому что прекрасно знал, понимал и нас учил, что чудо само по себе ничего человеку не даёт. И более того, чудеса чудесам рознь, необходимо уметь отличать истинные чудеса, которые от Бога, от ложных, которые от духа лжи. Только духовное трезвенное устроение души позволяет правильно относиться к Богу, к миру и к событиям, которые выходят за рамки привычного. О чудесах в своей жизни батюшка рассказывал не один раз, в том числе и на проповеди. А я хочу рассказать о чудесном случае, который произошел на Пасху в 1997 году.
В то время я только начинал свой путь в Церкви. Для меня было полной неожиданностью, когда я узнал, что на Пасху отец Борис позволил мне впервые находиться в алтаре в качестве пономаря. Всё было для меня ново, непривычно. Мне объяснили, что я должен делать, чем заниматься. И вот началась эта замечательная служба: всё происходило необычно, красиво, торжественно и быстро! И в один из моментов богослужения диакон буквально на бегу передал мне огромную свечу, а сам умчался дальше возглашать свои ектеньи. Передал столь стремительно, что, когда я схватил диаконскую свечу, по инерции горячий воск с неё вдруг слетел и попал на облачение отца Бориса, сзади, на спину. Облачения были новые, бархатные, парчовые, с красивыми вышитыми иконами. И огромная восковая клякса на фелони… Я понимаю, что, по сути, теперь она испорчена, потому что воск может не просто прилипнуть, а прожечь бархат, из которого она сшита. Конечно же, настроение у меня упало, и когда все радовались и ликовали, мне было очень невесело.
Служба закончилась, я, пересилив себя – ведь не хотелось говорить о том, что я испортил новые облачения, – подошел и признался батюшке. Ожидал, что он будет очень расстроен или как-то покажет свое неудовольствие. Однако отец Борис спокойно, не нарушая пасхальной радости, сказал: «Ничего страшного, надо будет просто почистить».
Прошел какой-то период времени – день, два, три, я уже не помню. У нас была замечательная алтарница бабушка Таня, очень строгая и требовательная, многие её боялись. И вот она подзывает меня к себе: «Ты представляешь, кто-то испортил облачение отцу Борису!» Облачение лежит рядом с ней, сложенное. Посмотрел я на неё и отвечаю: «Это сделал я». Повисла пауза, потом она с удивлением спрашивает: «Ты?» Отвечаю: «Да». Она молча начинает раскладывать фелонь, чтобы вместе подумать, что делать с этим пятном. Мы смотрим на облачение, потом друг на друга – пятна нет! Ни следа, ни очертания, ничего!
Облачение это никто не чистил, никто им не занимался. Я до сих пор воспринимаю это как чудо: чудо того, что я через силу пошел и признался в порче; чудо того, как отец Борис спокойно воспринял это; чудо, что эти два момента совпали – и моё признание, и отношение к этому происшествию отца Бориса. И Бог сотворил чудо! Не было ни пятна, ни скандала, а пасхальное торжество продолжилось! Батюшка своим примером показал, как нужно относиться к окружающим. А я из этого случая сделал вывод: если виноват, не надо бояться признаваться.
На мой взгляд, чудо не только укрепляет веру – это, конечно, несомненно. Главная цель чуда – покаяние человека, изменение его жизни, его отношения к окружающим и к самому себе. Если человек делает так, то чудо является неким «ключиком», который открывает человеку Самого Бога.
Протоиерей Игорь Ковалев, настоятель храма прмч. Серафима Клинского в Клин-9,
преподаватель Православной классической гимназии «София» г. Клина
